Исторический материализм. Лекция №1. Что есть истмат?

Parent Category: Трибуна Created on 30 May 2013
Last Updated on Tuesday, 22 April 2014 17:38 Published on 30 May 2013
Written by Андрей Рулин Hits: 35683
Прочитанный ранее курс диалектического материализма был прежде всего курс практический, рассчитанный на непосредственное применение рабочими активистами.


Главное применение диамата практиками на сегодняшний день – это изучение политэкономии и исторического материализма. Освоив предлагаемый курс исторического материализма рабочие активисты, таким образом, на практике смогут применить полученные знания диамата.

1. Необходимость изучения исторического материализма

Уже почти столетие пролетариат ведёт активную борьбу за социализм по всему миру. Неоднократно уже делались попытки построения социалистического государства. Поэтому был накоплен огромнейший опыт борьбы. Нужно только адекватно его использовать и превратить в практическое руководство к действию.

Марксизм дал нам теорию позволяющую оценить этот исторический опыт, отделить его от фальсификаций, выработать на его основе победные способы борьбы за социализм. Эта теория – исторический материализм. Изучение основ теории необходимо КАЖДОМУ коммунисту и каждому кто хочет стать коммунистом. Не владеть истматом – значит отдать себя во власть или буржуазных пропагандистов или квазикоммунистов. Но, конечно, изучение исторического материализма невозможно, если не знать основ диалектического материализма. К счастью, курс по диалектическому материализму у нас уже есть  и за 4 часа любой желающий может освоить все необходимые знания для последующего усвоения исторического материализма.

Почему именно исторический материализм даёт нам возможность правильно проанализировать опыт борьбы трудящихся? Потому, что до марксизма и идеалисты и материалисты считали, что идейные мотивы есть скрытая пружина человеческих поступков. Конечно материалисты пытались связать идейные мотивы с чем-то материальным и до Маркса. Например, с природой человека. Последователи таких учений ныне определяют, что один человек якобы генетически добрый, другой злой, один будет законопослушным, а другой преступником. И всё это заложено в генах. Конечно же, это теория не объясняет почему социально общество меняется гораздо быстрее, чем генетически. Что уж говорить о идеалистических теориях, которые точно так же, ставят во главу угла страсти, волю человека и её проявления, но при этом вообще не пытаются её объяснить.

Пример такой идеалистической теории - теория Тойнби – «вывов-ответ». Что перед каждой цивилизации стоит определённый вывов, на него цивилизация даёт ответ, и развивается.  Однако его законы не полны – не ясно, почему иногда ответ даётся, а иногда не даётся. Хорошо дополняет его теорию теория Гумилёва, в которое уже есть значительные элементы немарксисткого материализма. Она вводит такое понятие как пассионарность – когда её много, то ответ на вызов даётся. Когда мало, то увы... Однако, с этой теорией тоже не всё гладко –т.к. время жизни цивилизаций слишком различно, длительность каждой стадии также слишком различна. На западе по теории  Гумилёва давно уж должна наступить «обскурация», однако пока западный мир вполне себе жив. Только базовые законы исторического материализма пока не были опровергнуты ни одним историческим событием.

Только благодаря появлению исторического материализма стало понятно, что люди включены, независимо от их воли и желания, в определенную систему материальных отношений, составляющих их общественное бытие. Вследствие этого они определённым образом взаимодействуют между собой и определённым образом используют средства производства для этих отношений. Как конкретно идёт взаимодействие – зависит от формации. Например, при капитализме рабочий продаёт свою рабочую силу, свою способность к труду, а капиталист и его менеджеры, посредством управленческих решений заставляют рабочего эту способность проявлять, действовать в заданном направлении и производить материальные и нематериальные блага.

Так как производство является основной сферой жизнедеятельности людей, то и законы производства определяют в конечном счете развитие общества. Данные законы, как и законы диалектического материализма носят объективный характер и так же выполняются, как законы природы. Существование одних законов логически следует из других. Есть базовые законы, из существования которых логически следуют все остальные.

2. Предмет исторического материализма. Соотношения диалектического и исторического материализма.

Таким образом мы подошли к определению того, что есть исторический материализм:

Исторический материализм – это научная теория, формулирующая ряд базовых законов развития общества во времени, доказывающая на основе этих законов все прочие законы и закономерности исторического развития и показывающая методы познания истории на основе этих законов.

Изучив диалектический материализм, мы уже знаем ряд законов общества в котором мы живём, т.к. оно состоит из людей, а люди – это разумная форма материи. Мы знаем, что общество, состоя из материальных объектов имеет несколько уровней сложностей. Переход от более простого уровня организации к более сложному происходит путём перехода количества в качество, скачкообразно.  Соответственно, так же устроено и материальное производство – производство того или иного продукта проходит через различные стадии совершенствования технологии.  Аналогично экономика тоже имеет ряд форм организации. Лучшая форма организации сменяет менее худшую и примитивную.  Это мы можем говорить о каждой части общества -  армии, культуре и т.д

Тем не менее, диалектический материализм не может полностью заменить частные науки. Мы заранее, до опыта ничего не можем сказать, как экономика влияет на культуру, культура на армию, армия не религию и с одинаковыми ли весами происходят эти изменения. До опыта мы не может утверждать, чаще ли регилия меняются чем армия или зубная паста или реже. До опыта мы, собственно, знаем только ограниченный набор свойств и армии и религии и экономики, и, строго говоря, вообще не можем отличать одно от другого и разграничивать эти понятия.

Таким образом, для философского понимания и объяснения общественных явлений необходим переход от определенного абстрактного уровня теории к более конкретным теоретическим положениям и принципам. Нужно сформулировать базовые понятия, базовые законы и дальше на их основе объяснять исторический опыт. Но для первоначальной формулировки этих законов нам тоже следует обратиться к историческому опыту.

Этот опыт мы берём из подлинных исторических знаний, которые были созданы без личной заинтересованности в искажении результатов.  Из подлинных знаний мы знаем, что раньше в армии использовали луки и стрелы, потом перешли на мушкеты, потом на более современных ружья, а в экономики был переход от ручного труда к машинному. Точно также из опыта мы можем узнать и связи между объектами.

Однако использование опыта не означает, что так просто можно взглянуть на опыт и автоматически переоткрыть все базовые законы исторического материализма. Мы можем 100 раз подряд наблюдать одно и то же явление и всё таки нет никакой гарантии, что оно 101 раз повториться. Тем более, когда речь идёт об исторических процессах  - каждая страна и каждая эпоха по своему уникальны и сопоставлять их не так то просто.

Именно поэтому важно знать базовые законы исторического материализма и из них уже самим выводить все прочие. Это не значит, что эти законы просто так приняты на веру. Нет, каждый последующий закон, выведенный из базовых строго проверяется на соответствие практике. Если базовые законы верные – значит и выведенные из них законы будут подтверждаться практикой. Если они неверные, то рано или поздно, какое-то выведенный из базового закон придёт в противоречие с реальными историческими событиями либо он уже пришёл, но просто ещё не написано подробной исторической работы, которая бы это показывала.

Таким образом, теория исторического материализма развивается в полном соответствии с диалектическим материализмом. Если показывается неверность закона выведенного из базовых, то появляется закон, отрицающий базовый закон исторического материазима. Новый закон и старая теория, пребывая в единстве и борьбе противоположностей затем порождают новый базовый закон, из которого уже новый верный закон будет выводиться. Поэтому именно теория исторического материализма при всей своей стройности способна к наиболее гибкому и быстрому своему развитию.

3. Материал для формулирования базовых законов.

История – это общественная наука. Поэтому общество очень сильно на неё влияет. Очень многие правители переписывали и переписывают историю под себя. Одни события преувеличиваются, другие преуменьшаются, в пользу одной точки зрения приводиться только позитивное, в пользу другой – только негативное.  Только по происшествию длительного времени в истории начинается поиск какой-то относительной истины, и, во всяком случае, не надо быть профессиональным историком, чтобы получить подлинные исторические материалы. Такой срок составляет  примерно 100 лет. Иными словами, всё, что случилось до первой мировой войны в целом гораздо менее подвержено передёргиванию и искажению, чем современные события.

С другой стороны, о совсем ранних событиях имеется слишком мало материалов. О той же Римской Империи мы знаем, не так и много, как хотелось бы не говоря уже по последующих «тёмных веках» - когда не только и источников, но и самих действующих лиц было мало.  Только к концу Средневековья уже было достаточно исторического материала.  Поэтому, для формулирования базовых исторических законов место действия будут наиболее развитые страны мира, а период – 1420-1920 годы (500 лет). Остальные же исторические периоды, однако, тоже не должны игнорироваться, а использоваться для проверки – правильно ли были сформулированы те или иные базовые законы.

Так как исторический материализм не подменяет частных исторических исследований, то научные факты вышеуказанного периода берутся прежде всего из вторичных источников – работ учёных-историков. Уже при проверке исторической методологии с помощью теории исторического материализма можно прибегать к первичным источникам – архивным данным, отчётам по археологическим работа и т.д.

Контрольные вопросы:

1. Почему изучения только диалектического материализма недостаточно для изучения истории?

2. Какой исторический период предоставляет нам основной материал для формулирования базовых законов?

3. Почему изучение человека и его качеств недостаточно для построения верной исторической теории?

4. Почему изучение основ исторического материализма помогает пролетариату в его борьбе за свои права?

5.* Попробуйте взять буржуазную теорию, сформулировать её базовые законы и сформулировать законы им противоречащие. Насколько по вашему легко развить буржуазную теорию, так чтобы она объясняла все стороны общественной жизни людей?

Литература

Диалектический и исторический материализм /Под Д44 общ. ред. А. П. Шептулина. — М.: Политиздат, 1985. — 414 с.

Лекция №2 . Производительные силы и производственные отношения.


Comments   

 
#2 Re: weorologi replica 2017-04-25 08:57
To recommend a great watch replicawatch orologi replica: www.kreaspacio.com/
 
 
#1 RE: Исторический материализм. Лекция №1. Что есть истмат?Рулин 2015-02-03 18:46
Здравствуйте. Сейчас временно можно регистрироваться только с реального IP. У вас
176.31.***** . Маловероятно, что вы житель Франции.
 

Add comment

Security code
Refresh

Наши друзья

 РОТ ФронтОКП, московская область

Кольцо красных ресурсов

Счётчики

 

 

Rambler's Top100